Информация для учащихся
Психологическая подготовка к экзаменам
Методические рекомендации по психологической подготовке к ЕГЭ
https://www.youtube.com/channel/UCxuyupc2NXo3U_DHyZ0IxeQ
https://www.youtube.com/watch?v=BxnZOMVtu08
https://www.youtube.com/watch?v=Upy7jixyjwA
Как подготовиться психологически*
- Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
- Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
- Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
- нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
- готовься к экзаменам 8 часов в день;
- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе и др. — 8 часов;
- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
- Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами.
- Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
- Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
- Организуй правильно свое рабочее пространство.
- Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала
- Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов.
- Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа.
- Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Как развивать мышление
- Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
- Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
- Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
- Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
- Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
- Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
- Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.
Некоторые закономерности запоминания
- Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
- При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
- Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.
- Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
- Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
- Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Условия поддержки работоспособности
- Чередовать умственный и физический труд.
- В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
- Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
- Минимум телевизионных передач!
* Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» Н. Стебенева, Н.Королева https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200302904
Информация для родителей
Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу*
Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико.
Можно выделить по меньшей мере три аспекта такого влияния:
- Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.
— авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
— авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;
— снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
- Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
- Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.
Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.
Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.
Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
— опираться на сильные стороны ребенка;
— избегать подчеркивания промахов ребенка;
— показывать, что Вы удовлетворены ребенком;
— уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;
— помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;
— проводить больше времени с ребенком;
— внести юмор во взаимоотношения с ребенком;
— знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;
— уметь взаимодействовать с ребенком;
— позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;
— принимать индивидуальность ребенка;
— проявлять веру в Вашего ребенка
* Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. –– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.
Алгоритм действия для родителей обучающихся
Информация для педагогов
Навигатор профилактики девиантного поведения
https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour
В мае-июне 2018 года в рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий — «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся»
Государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ»
Место нахождения:
Российская Федерация, 398007, г. Липецк, ул. Ушинского, д. 28.
E-Mail: centr-7ya@семья48.рф
Сайт: http://семья48.рф
Режим и график работы Центра «СемьЯ»
Родительство от А до Я
Сайт Родительство от А до Я создан для родителей, а также граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей