Информация для учащихся

Социально-психологическая служба

Психологическая подготовка к экзаменам

https://www.youtube.com/channel/UCxuyupc2NXo3U_DHyZ0IxeQ

https://www.youtube.com/watch?v=BxnZOMVtu08

https://www.youtube.com/watch?v=Upy7jixyjwA

Как подготовиться психологически*

  1. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
  2. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
  3. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
  2. напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
  4. нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

  1. готовься к экзаменам 8 часов в день;
  2. занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе и др. — 8 часов;
  3. спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

  1. Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами.
  2. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад.
  3. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

  1. Организуй правильно свое рабочее пространство.
  2. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

  1. Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов.
  2. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа.
  3. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Как развивать мышление

  1. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.
  2. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
  3. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
  4. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.
  5. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
  6. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.
  7. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления — свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.
  4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
  5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередовать умственный и физический труд.
  2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
  4. Минимум телевизионных передач!

 

* Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» Н. Стебенева, Н.Королева https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200302904


Информация для родителей

Психологическая поддержка в семье при поступлении ребенка в школу*

 

Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико.

Можно выделить по меньшей мере три аспекта такого влияния:

  1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность ребенка.

—       авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;

—       авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети;

—       снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.

  1. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое ребенок (сознательно или бессознательно) принимает для себя в качестве примера для подражания.
  2. Целенаправленное обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций.

Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка от возможных неприятностей в жизни. Однако, постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, решать за него его собственные проблемы – дело нереальное  и совершенно неэффективное. Поэтому единственное и наиболее разумное, что могут сделать родители – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование.

Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

—       опираться на сильные стороны ребенка;

—       избегать подчеркивания промахов ребенка;

—       показывать, что Вы удовлетворены ребенком;

—       уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку;

—       помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться;

—       проводить больше времени с ребенком;

—       внести юмор во взаимоотношения с ребенком;

—       знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием;

—       уметь взаимодействовать с ребенком;

—       позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно;

—       принимать индивидуальность ребенка;

—       проявлять веру в Вашего ребенка

 * Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. –– Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.

Алгоритм действия для родителей обучающихся


Информация для педагогов

Навигатор профилактики девиантного поведения

https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour

В мае-июне 2018 года в рамках реализации Плана первоочередных мер по повышению эффективности профилактики правонарушений обучающихся и обеспечению безопасности образовательных организаций Министерства просвещения Российской Федерации (ранее Министерства образования и науки Российской Федерации) коллективом специалистов факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций разработаны памятки по различным видам девиантного поведения и алгоритмы действий — «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся»