В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств.
Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами.
Таким образом, бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения.
Бережливые технологии позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недостатки в системе образования и за короткий срок добиваться эффективных результатов по их устранению. В случае с бережливыми технологиями повышение эффективности и поиск резервов повышения качества образовательных услуг происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, которые не добавляют ценности.
Использование бережливых технологий в образовательной организации поможет:
- улучшить образовательный процесс, оптимизировать работу,
- повысить качество образования,
- обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса,
- сократить временные и финансовые потери,
- повысить трудоспособность сотрудников и сохранить человеческие ресурсы,
- повысить эффективность всей деятельности образовательной организации.
Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством.
Нормативная база:
- ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты
- ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь
- ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
- ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
- ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
- ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
ПРОЕКТ, РЕАЛИЗУЕМЫЙ В МБОУ ЛИЦЕЕ № 66 Г.ЛИПЕЦКА
«СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА – БЕРЕЖЛИВАЯ БИБЛИОТЕКА»
Сегодня в стране тема бережливого производства является актуальной во многих сферах деятельности, в том числе и в работе школьных библиотек. Внедрение принципов бережливости позволяет снизить производственные затраты, организовать выполнение услуг с минимальными затратами в кратчайшие сроки и при этом добиваться того уровня качества, которого требуют участники образовательных отношений. Существующие библиотеки, работающие на принципах бережливого производства, могут предоставить читателям единый читательский билет с возможностью брать и сдавать литературу в любой библиотеке, внедряют RFID-технологии с возможностью автоматически фиксировать книговыдачу, делать проверку фондов и не допускать несанкционированный вынос литературы из библиотеки. Мы подумали о возможности внедрения хотя бы части данных опций в работу лицейской библиотеки, а также расширить ее функционал до пространства библиотеки-медиатеки с учетом технологий бережливого производства.
Проанализировав текущее состояние работы лицейской библиотеки, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день её основная роль в образовательном процессе сводится исключительно к выдаче и сбору учебной литературы, несмотря на прекрасный имеющийся фонд литературы научной и художественной. Вследствие этого возник вопрос: почему же современный школьник не пользуется всеми доступными ресурсами школьной библиотеки. Ответ очевиден: долго и несовременно (застаревшие базы данных и информация, избыточные неотсортированные архивы, невозможность использования электронного каталога, сложность процессов получения литературы, длительное время ожидания). В связи с этим мы решили сделать библиотеку в лицее более современной, оптимизировать работу самой библиотеки и её сотрудников посредством бережливых технологий.
Название проекта: «Сокращение времени, которое участники образовательных отношений тратят на получение литературы».
Цель проекта – выявление проблем, приводящих к определенным потерям (лишние движения и ожидание) в процессе библиотечного обслуживания читателя.
В лицее обучается 1209 учащихся, педагогических работников – 66. В нашем учебном учреждении реализуются программы: НОО, ООО, СОО. Юридический адрес лицея: г.Липецк, ул.Меркулова, 11а. Адрес сайта http://liceum66.ru/
Обоснование выбора
- Неэффективность логистических потоков в библиотеке.
- Проблемы, приводящие к определенным потерям (лишние движения и ожидание) в процессе библиотечного обслуживания читателя.
- Отсутствие электронного каталога.
- Серьезные временные затраты на формирование заказа на учебную и методическую литературу.
Цели и плановый эффект
Наименование цели | Текущий показатель | Целевой показатель |
1. Сокращение времени обслуживания посетителей библиотеки 2. Организация зонирования в библиотеке-медиатеке 3. Создание электронной базы данных ресурсов библиотеки-медиатеки 4. Организация условий для создания образовательного контента педагогами школы 5. Формирование заказа на учебники с учетом срока их использования | 15 мин. абонемент каталог отсутствует 1 раз в год | 5 мин. абонемент, читальный зал, видеотека, компьютерная рабочая зона база данных ресурсов библиотеки-медиатеки с указанием расположения источника в фонде наличие видеотеки на несколько лет |
Мы считаем, используя систему 5С, можно решить эти проблемы.
Система 5С – эффективный метод организации рабочих мест. Повышает управляемость рабочей зоны, повышает культуру труда, сохраняет Ваше время.
Бережливое производство в работе школьной библиотеки позволяет не только создать систему организации и управления внедрением новых библиотечных услуг, производственными операциями, взаимоотношениями с пользователями, при которой библиотечные услуги предоставляются в точном соответствии с запросами и интересами всех участников образовательных отношений.
В следующем учебном году мы планируем реализацию следующего проекта: «Сокращение времени на пребывание учащихся в школьном гардеробе».