В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда за счет сокращения времени, необходимого для получения результата.  На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.

Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств.

Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами.

Таким образом, бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.  Следовательно, бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения.

Бережливые технологии позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс, выявлять недостатки в системе образования и за короткий срок добиваться эффективных результатов по их устранению. В случае с бережливыми технологиями повышение эффективности и поиск резервов повышения качества образовательных услуг происходит за счет избавления от ненужных действий, правил или установок, которые не добавляют ценности.

Использование бережливых технологий в образовательной организации поможет:

  • улучшить образовательный процесс, оптимизировать работу,
  • повысить качество образования,
  • обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса,
  • сократить временные и финансовые потери,
  • повысить трудоспособность сотрудников и сохранить человеческие ресурсы,
  • повысить эффективность всей деятельности образовательной организации.

Кроме того, бережливые технологии могут стать дополнительным воспитательным средством.

 Нормативная база:


ПРОЕКТ, РЕАЛИЗУЕМЫЙ В МБОУ ЛИЦЕЕ № 66 Г.ЛИПЕЦКА

«СОВРЕМЕННАЯ БИБЛИОТЕКА – БЕРЕЖЛИВАЯ БИБЛИОТЕКА»

Сегодня в стране тема бережливого производства является актуальной во многих сферах деятельности, в том числе и в работе школьных библиотек. Внедрение принципов бережливости позволяет снизить производственные затраты, организовать выполнение услуг с минимальными затратами в кратчайшие сроки и при этом добиваться того уровня качества, которого требуют участники образовательных отношений. Существующие библиотеки, работающие на принципах бережливого производства, могут предоставить читателям единый читательский билет с возможностью брать и сдавать литературу в любой библиотеке, внедряют RFID-технологии с возможностью автоматически фиксировать книговыдачу, делать проверку фондов и не допускать несанкционированный вынос литературы из библиотеки. Мы подумали о возможности внедрения хотя бы части данных опций в работу лицейской библиотеки, а также расширить ее функционал до пространства библиотеки-медиатеки с учетом технологий бережливого производства.

Проанализировав текущее состояние работы лицейской библиотеки, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день её основная роль в образовательном процессе сводится исключительно к выдаче и сбору учебной литературы, несмотря на прекрасный имеющийся фонд литературы научной и художественной. Вследствие этого возник вопрос: почему же современный школьник не пользуется всеми доступными ресурсами школьной библиотеки. Ответ очевиден:  долго и несовременно (застаревшие базы данных и информация, избыточные неотсортированные архивы, невозможность использования электронного каталога, сложность процессов получения литературы, длительное время ожидания). В связи с этим мы решили сделать библиотеку в лицее более современной, оптимизировать работу самой библиотеки и её сотрудников посредством бережливых технологий.

Название проекта: «Сокращение времени, которое участники образовательных отношений тратят на получение литературы».

Бережливая образовательная организация

Цель проекта – выявление проблем, приводящих к определенным потерям (лишние движения и ожидание) в процессе библиотечного обслуживания читателя.

В лицее обучается   1209 учащихся, педагогических работников – 66. В нашем учебном учреждении реализуются программы:  НОО, ООО, СОО. Юридический адрес лицея: г.Липецк, ул.Меркулова, 11а. Адрес сайта http://liceum66.ru/

Обоснование выбора 

  1. Неэффективность логистических потоков в библиотеке.
  2. Проблемы, приводящие к определенным потерям (лишние движения и ожидание) в процессе библиотечного обслуживания читателя.
  3. Отсутствие электронного каталога.
  4. Серьезные временные затраты на формирование заказа на учебную и методическую литературу.

Цели и плановый эффект

Наименование цели Текущий

показатель

Целевой

показатель

1. Сокращение времени обслуживания посетителей библиотеки

2. Организация зонирования в библиотеке-медиатеке

3. Создание электронной базы данных ресурсов библиотеки-медиатеки

4. Организация условий для создания образовательного контента педагогами школы

5. Формирование заказа на учебники с учетом срока их использования

15 мин.

абонемент

каталог

отсутствует

1 раз в год

5 мин.

абонемент, читальный зал, видеотека, компьютерная рабочая зона

база данных ресурсов библиотеки-медиатеки с указанием расположения источника в фонде

наличие видеотеки

на несколько лет

          Мы считаем, используя систему 5С, можно решить эти проблемы.

Система 5С – эффективный метод организации рабочих мест. Повышает  управляемость рабочей зоны, повышает культуру труда, сохраняет Ваше время.

Бережливая образовательная организация

Бережливое производство в работе школьной библиотеки позволяет не только создать систему организации и управления внедрением новых библиотечных услуг, производственными операциями, взаимоотношениями с пользователями, при которой библиотечные услуги предоставляются в точном соответствии с запросами и интересами всех участников образовательных отношений.

В следующем учебном году мы планируем реализацию следующего проекта: «Сокращение времени на пребывание учащихся в школьном гардеробе».