Проект: «СтихиЯ двух веков, СтихиЯ двух имен, СтихиЯ двух гениев»
Такое сопряжение двух значимых имен — Пушкина и Белого — может показаться странным. Но только на первый взгляд. И Пушкин, и Белый оказались «арбатцами» и к тому же — ближайшими соседями. В 1831 году Пушкин после венчания привел молодую жену Наталью Николаевну в дом, принадлежавший семье Хитрово (Арбат, д. 53).
Дом Рахманова, в котором родился Андрей Белый, — следующий после пушкинского: ул. Арбат, д. 55. Таким образом в двух соседних арбатских домах сошлись два века русской литературы — «золотой» и «серебряный», и два ярчайших представителя русского поэтического ренессанса — Пушкин и Белый.
Белый не знал о таком значимом соседстве: арбатский адрес Пушкина при жизни Белого был еще неизвестен. А если бы знал, то, конечно бы, назвал это не случайным совпадением, а символической встречей. Ведь пушкинская тема прошла лейтмотивом через всю биографию Белого. «Почему так торжественно предполагается чествовать столетие со дня рождения А.С.Пушкина?» — так называлось его выпускное гимназическое сочинение. Как сознательное развитие пушкинского «петербургского мифа» писал он свой самый знаменитый роман «Петербург» (отдельное издание — 1916). Пушкинский стих стал объектом его глубокого исследования в книге «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929). До самой смерти Белого в его комнате на стене висел портрет Пушкина (вместе с портретами отца и М.В.Ломоносова). Поэт П.Н.Зайцев, подаривший ему этот портрет Пушкина (репродукцию с гравюры Т.Райта), записал в мемуарах следующие слова Белого, объясняющие, почему именно эти портреты он держит перед глазами: «Другое как-то убираешь глубоко внутрь … и выступает Пушкин …».
Подпроект «Серебряного века СтихиЯ».
1. Аннотация подпроекта.
Подпроект «Серебряного века СтихиЯ» предусматривает развитие и успешное функционирование на базе лицея музея русского писателя-символиста, поэта серебряного века Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева, 1880-1934 г.г.), и направлен на популяризацию его творческого наследия.
Данный подпроект позволит привлечь детей, юношество к изучению творчества писателя-символиста; вовлечение молодежи в научно-исследовательскую работу; проведение литературных конкурсов, вечеров, бесед, экскурсий как по творчеству А.Белого, так и по творчеству поэтов серебряного века.
Знакомство с творчеством поэтов серебряного века — это приобщение детей к бесконечным возможностям для духовного их роста, воспитания любви к родному слову, познания мира, бытия.
2.Актуальность проекта.
Известно, что развитие, становление личности человека, как полноценного члена общества происходит в тот период жизни, когда он читает, думает, спорит, анализирует. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с детьми и взрослыми. Именно в школьном возрасте закладывается и развивается творческий потенциал личности, поэтому подпроект «Серебряного века СтихиЯ» направлен на развитие, как творческих способностей, так и на формирование умений анализировать и решать проблемы, что является необходимым условием для развития и социализации школьника XXI века. Подпроект воспитывает умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности. Школьная программа не позволяет отразить весь мир поэтов первой четверти ХХ века, поэтому данный проект является актуальным, так как он предполагает более детальное знакомство с глубокими характерными чертами этого периода. Ведь в нашей духовной жизни наступил всеобщий упадок, кризис, когда интерес к настоящей поэзии угасает. А ведь это неотъемлемая часть великого российского наследия. Нравственная польза от данного проекта будет большая, т.к. дети, как участники проекта, и зрители попытаются по-новому осмыслить творчество поэтов серебряного века, поэта-символиста А.Белого, поделиться своими размышлениями о поэзии — пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением стихов и прозы.
Этот подпроект должен вернуть наших детей в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою дорогу через серебряный век к А.Белому, по-своему посмотрят на данный этап в литературе. Данный подпроект является интегрированным, так как связывает различные предметные области: изобразительное искусство, музыку, историю, информатику.
3. Цели и задачи проекта состоят в том, чтобы через раскрытие содержания произведений Андрея Белого способствовать популяризации русской литературы, пропаганде истории России, развитию углубленного интереса наследия к великой русской классике:
-привлечение школьников к изучению творчества Андрея Белого;
-пропаганда литературного и философского наследия поэта;
-воспитание духовного и нравственного начала у подрастающего поколения, связанного с изучением поэзии серебряного века;
-подготовка и публикации различных материалов об А.Белом;
-проведение литературных конкурсов, вечеров, бесед, экскурсий по творчеству поэта;
-использование инновационных методов в работе;
-обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия;
-развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой работе;
-развивать коммуникативные навыки учащихся, познавательную активность;
— развивать сценические навыки учащихся;
-воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя, исторической эпохи;
4. Описание проекта.
Для создания и открытия музея в 2014 году была проведена серьезная работа по подготовке соответствующего помещения, поиску фотографий жизни и деятельности Андрея Белого, документов, элементов экспозиции. В марте 2015 года открыт музей, посвященный поэту серебряного века, а также прошли первые экскурсии по параллелям классных коллективов с 7 по 11 классы. Каждый учебный год планируется работа музея в системе: проводить экскурсии, литературные гостиные, беседы, чтения. Сделать экскурсии по серебряному веку для учащихся разных возрастных групп.
Чтобы реализовывать данный проект, необходимо действовать по следующим принципам:
-опираться на уже имеющиеся знания и умения учащихся;
-учитывать индивидуальных особенностей учащихся;
-создавать условия для усвоения знаний;
-доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе осуществления целей;
-знакомиться с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
-литературные чтения, гостиные;
-литературно-музыкальные постановки;
-лекционные занятия;
— беседы;
— диалоги;
— дискуссии;
— конкурсы;
— заочные экскурсии по литературно-историческим местам;
— участие в творческих конкурсах и фестивалях.
Подпроект приобретает особенную специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями, композиторами и художниками серебряного века), и все это происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где обладают одинаковыми правами на собственную точку зрения и известный поэт, писатель, художник, и ученик. Здесь возможен разговор «на равных», а значит, и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Именно литературно-творческий проект требует от учащихся не только знания биографии поэта, но и творческого подхода к работе, и организаторских, и коммуникативных умений, самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников.
Подпроект имеет свои этапы: подготовительный (тема, цель, обсуждение, создание творческих групп по тем мероприятиям, которые будут проводиться каждый учебный год, совместная разработка заданий, вопросов и т.д.); планирование (сбор информации); разработка проекта (поисковая деятельность, консультации, обобщение); оформление результатов; презентации; оценивание.
5. Рабочий план реализации социального проекта
Тема | Вид деятельности | Сроки | Ответственные |
Экскурсия «А.Белый приглашает в гости на Арбат …» | Экскурсия | октябрь-ноябрь | Паршева Е., Холостова Е., Мартынова К. |
Литературный вечер «Природа в поэзии серебряного века» | Литературные чтения поэтов серебряного века | январь-февраль | Пузырева А., Кожевников Н., Пахомов А. |
Музыкально-поэтический вечер «Серебряный век об А.Белом» | Литературные чтения, романсы | март-апрель | Тормышова В., Гришин Г., Борисова А., Емельнова С. |
6. Ожидаемый результат
Помочь учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку тому, что создают сами, формировать эмоционально-значимое отношение к литературе. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных творческих работ. Расширить интерес к художественной, мемуарной литературе при подготовке к экскурсиям, беседам. Помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству России, мировой культуре, развивать эмоциональную сферу ребенка как основу формирования «культуры чувств», приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения, навыки. Проявлять активность (создание своих проектов, литературно-музыкальных композиций, чтение поэзии); коммуникабельность через участие в своем проекте, выступления на сцене, в музее, совершенствование техники чтения (конкурсы, репетиции). Импровизировать, составлять монтаж, сценарий. Создание пространства для эмоционально-нравственного общения в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных данным проектом, созданный вначале, как только литературный, должен привести учащихся к постепенному пониманию связи литературы с жизнью и сближению со школьным проектом «Школьный музей». Следствием этого и являются мероприятия, которые будут проводится в лицейском музее.
В ходе реализации подпроекта учащиеся приобретут умения и качества, необходимые человеку 21 века: коммуникативные умения, умения работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество, способность действовать в интересах сообщества.
7. Механизм оценки результатов
Создание пространства для эмоционально-нравственного общения в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных данным проектом, созданный вначале, как только литературный, приведет учащихся к постепенному пониманию связи литературы с жизнью и сближению со школьным проектом «Школьный музей». Следствием этого являются мероприятия, проводимые в лицейском музее, которые могут оценить, в первую очередь, экскурсанты, а также родители.
8. Перспективы развития проекта
В 2015/16 учебном году Совет музея, осуществляющий работу в музее учащиеся 5В класса, темы для музейной работы взяты для соответствующего возраста. Каждый год лицеисты будут взрослеть, следовательно, и мероприятия будут другого плана.