- Приказ управления образования и науки о признании организации региональной инновационной площадкой
- Программа РИП
- Приказ о создании рабочей группы
«Механизмы реализации принципов гуманной педагогики
в современной школе»
Срок реализации программы (январь, 2022- декабрь, 2023)
Компонент программы | Пояснения к содержанию |
Цель предлагаемого проекта | Цель инновационного проекта (программы) — внедрение принципов гуманной педагогики в образовательный процесс. |
Задачи | — привлечь внимание педагогов и родителей к вопросу необходимости гуманизации образовательного процесса; — создать условия для реализации идей гуманной педагогики в образовательном процессе; — ориентировать учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного; — апробировать проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики; — создать условия для внедрения безотметочной системы; — содействовать родителям в установлении гуманно-личностных взаимоотношений со своими детьми в семье для увеличения результативности образовательного процесса. — провести круглые столы, конференции, семинары, мастер-классы по обмену опытом, лекции по отдельным вопросам гуманной педагогики; — способствовать распространению и обмену практическим опытом по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс среди педагогов. |
Основная идея | Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию. |
Обоснование значимости | Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развития, успеха, воспитание нравственного мировоззрения. Отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний. Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее. |
Исходные теоретические положения | Гуманное педагогическое сознание противостоит авторитарному. Последнее исходит из того, что в образовательном процессе ученик — это объект, а педагог — субъект развития. Учитель — непререкаемый авторитет для ученика. Гуманное же педагогическое сознание на первое место ставит личность Ребенка, его духовные устремления, побуждения, интересы, возможности, наделенный жаждой познания интеллект. Именно в живом контакте с Ребенком гуманный учитель обретает свое творческое воплощение, щедро дарит ученикам ценности, аккумулированные в сокровищнице национальной и мировой культуры. |
Этапы, содержание и методы деятельности | 1. Этап организационно-прогностический. Осмысление основных идей в области гуманной педагогики, накопление эмпирических данных. Январь, 2022. 2. Этап подготовительный. Анализ ресурсов ОО, выявление проблем. Подготовка базы для исследований. Февраль, 2022. 3. Этап практический. Реализация принципов гуманной педагогики в образовательном процессе. Знакомство педагогов и родителей с целями и задачами программы, её актуальностью, методами и формами реализации. Оформление стартовой документации. Создание методической базы. Стартовая диагностика. Март-май, 2022. 4. Этап внедренческий. Реализация безотметочной системы на уроках географии, второго иностранного языка в 5-8 классах, по всем предметам учащихся 4б класса. Сентябрь, 2022-май, 2023. 5. Аналитико-обобщающий. Итоговая диагностика, рефлексия. Обобщение и анализ полученных результатов. Корректировка программы с учётом полученных результатов. Её совершенствование. Сентябрь — декабрь, 2023. |
Прогнозируемые результаты по каждому этапу деятельности | 1. Привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу необходимости гуманизации образовательного процесса; 2. Создание условий для реализации идей гуманной педагогики в образовательном процессе МБОУ лицея № 66 г.Липецка; 3. Реализация принципов гуманной педагогики в образовательный процесс. Знакомство педагогов и родителей с целями и задачами программы, её актуальностью, методами и формами реализации. Создание методической базы. 4. Реализация безотметочной системы на уроках географии, второго иностранного языка в 5-8 классах, по всем предметам учащихся 4б класса. 5. Подготовка практических и методических материалов для распространения и обмена практическим опытом по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс среди педагогов. |
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов | Мониторинг целевых показателей развития личности ребенка. Диагностика мотивационно-личностной сферы (мотивация, коммуникативные умения, самооценка) — входной и итоговый мониторинг. |
Перечень научных и (или) учебно- методических разработок по теме проекта (программы) | 1) Постоянно действующий научно-методический семинар, на котором учителя осваивают философские, психологические, педагогические истоки и основы гуманной педагогики и пути совершенствования своей педагогической практики. 2) Круглые столы для обсуждения накопленного опыта, методических находок, форм творческой работы, путей самообразования и самосовершенствования. 3) Встречи с людьми с опытом работы по системе гуманноличностного подхода, лекции психологов, философов, ученых педагогов. 4) Проведение мастер-классов и вебинаров, на которых учителя демонстрируют свой творческий опыт и достижения в осуществлении идей гуманной педагогики: Примерные темы вебинаров и мастер-классов: — «Применение педагогами педагогических методов и технологий в рамках современного урока»; — «Профессиональная компетентность педагога в условиях гуманизации образования»; — «Современные подходы в изучении второго иностранного языка»; — «Игровые педагогические технологии как средство развития детей»; — «Тенденции развития современного урока географии»; — «Гуманизация образования как фактор гармоничного развития личности в образовательной среде инновационной школы». 5) Обмен опытом со школами, реализующих идеи гуманной педагогики. 7) Методическая служба с видеозаписями отдельных уроков и мастер-классов, конспектов уроков и методических наработок, докладов о творческой педагогической деятельности. 8) Фестиваль уроков, выставки творческих работ школьников, участие в акциях проведения уроков доброты. |
Календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и результатов | 1. Этап организационно-прогностический. Январь, 2022. 2. Этап подготовительный. Февраль, 2022. 3. Этап практический. Март-май, 2022. 4. Этап внедренческий. Сентябрь, 2022-май, 2023. 5. Аналитико-обобщающий. Сентябрь-декабрь, 2023. |
Отчет о работе РИП