«Механизмы реализации принципов гуманной педагогики

в современной школе»

Срок реализации программы (январь, 2022- декабрь, 2023)

Компонент программы

Пояснения к содержанию

Цель

предлагаемого       проекта

Цель инновационного проекта (программы) — внедрение принципов гуманной педагогики в образовательный процесс.

Задачи

—                   привлечь внимание педагогов и родителей к вопросу необходимости гуманизации образовательного процесса;

—                   создать условия для реализации идей гуманной педагогики в образовательном процессе;

—                   ориентировать учителей на профессиональное изучение гуманного педагогического мышления, как классического, так и современного;

—                   апробировать проектов образовательных и методических систем, авторских образовательных программ и концепций, накопленного опыта по идеям гуманной педагогики;

—                   создать условия для внедрения безотметочной системы;

—                   содействовать родителям в установлении гуманно-личностных взаимоотношений со своими детьми в семье для увеличения результативности образовательного процесса.

—                   провести круглые столы, конференции, семинары, мастер-классы по обмену опытом, лекции по отдельным вопросам гуманной педагогики;

—                   способствовать распространению и обмену практическим опытом по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс среди педагогов.

Основная идея

Основной идеей реализации проекта является построение безопасной гуманной образовательной среды в школе, способствующей воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, способной к саморазвитию и совершенствованию.

Обоснование значимости

Важнейшим условием гуманизации обучения является ориентир на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов, потребностей и способностей и безусловное принятие каждого ребёнка таким, какой он есть. И основной акцент в обучении смещен с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого ребенка. Педагогический процесс осуществляется при условии гуманно-личностного подхода к ребёнку как целостной личности, главными принципами которого являются отношения сотрудничества, уважение свободы и независимости ребенка, стимулирование его развития, успеха, воспитание нравственного мировоззрения. Отметки не способны стимулировать обучающихся к получению знаний. Отказ от отметки позволит школьнику сконцентрироваться больше на процессе обучения и усвоении новых знаний, безотметочное обучение развивает объективную самооценку, позволяет отказаться от сравнения результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.

Исходные теоретические  положения

Гуманное педагогическое сознание противостоит авторитарному. Последнее исходит из того, что в образовательном процессе ученик — это объект, а педагог — субъект развития. Учитель — непререкаемый авторитет для ученика. Гуманное же педагогическое сознание на первое место ставит личность Ребенка, его духовные устремления, побуждения, интересы, возможности, наделенный жаждой познания интеллект. Именно в живом контакте с Ребенком гуманный учитель обретает свое творческое воплощение, щедро дарит ученикам ценности, аккумулированные в сокровищнице национальной и мировой культуры.

Этапы, содержание и  методы

деятельности

1.                 Этап организационно-прогностический. Осмысление основных идей в области гуманной педагогики, накопление эмпирических данных.  Январь, 2022.

2.                 Этап подготовительный. Анализ ресурсов ОО, выявление проблем. Подготовка базы для исследований. Февраль, 2022.

3.                 Этап практический. Реализация принципов гуманной педагогики в образовательном процессе. Знакомство педагогов и родителей с целями и задачами программы, её актуальностью, методами и формами реализации. Оформление стартовой документации. Создание методической базы. Стартовая диагностика.  Март-май, 2022.

4.                 Этап внедренческий. Реализация безотметочной системы на уроках географии, второго иностранного языка в 5-8 классах, по всем предметам учащихся 4б класса. Сентябрь, 2022-май, 2023.

5.                 Аналитико-обобщающий. Итоговая диагностика, рефлексия. Обобщение и анализ полученных результатов. Корректировка программы с учётом полученных результатов. Её совершенствование. Сентябрь — декабрь, 2023.

Прогнозируемые результаты          по каждому этапу  деятельности

1.                 Привлечение внимания педагогов и родителей к вопросу необходимости гуманизации образовательного процесса;

2.                 Создание условий для реализации идей гуманной педагогики в образовательном процессе МБОУ лицея №  66 г.Липецка;

3.                 Реализация принципов гуманной педагогики в образовательный процесс. Знакомство педагогов и родителей с целями и задачами программы, её актуальностью, методами и формами реализации. Создание методической базы.

4.                 Реализация безотметочной системы на уроках географии, второго иностранного языка в 5-8 классах, по всем предметам учащихся 4б класса.

5.                 Подготовка практических и методических материалов для распространения и обмена практическим опытом по внедрению принципов гуманной педагогики в образовательный процесс среди педагогов.

   

Средства

контроля и обеспечения

достоверности результатов

Мониторинг целевых показателей развития личности ребенка. Диагностика мотивационно-личностной сферы (мотивация, коммуникативные умения, самооценка) — входной и итоговый мониторинг.

Перечень

научных и (или) учебно-

методических

разработок по  теме проекта (программы)

1) Постоянно действующий научно-методический семинар, на котором учителя осваивают философские, психологические, педагогические истоки и основы гуманной педагогики и пути совершенствования своей педагогической практики.

2) Круглые столы для обсуждения накопленного опыта, методических находок, форм творческой работы, путей самообразования и самосовершенствования.

3) Встречи с людьми с опытом работы по системе гуманноличностного подхода, лекции психологов, философов, ученых педагогов.

4) Проведение мастер-классов и вебинаров, на которых учителя демонстрируют свой творческий опыт и достижения в осуществлении идей гуманной педагогики:

Примерные темы вебинаров и мастер-классов:

—                   «Применение педагогами педагогических методов и технологий в рамках современного урока»;

—                   «Профессиональная компетентность педагога в условиях гуманизации образования»;

—                   «Современные подходы в изучении второго иностранного языка»;

—                   «Игровые педагогические технологии как средство развития детей»;

—                   «Тенденции развития современного урока географии»;

—                   «Гуманизация образования как фактор гармоничного развития личности в образовательной среде инновационной школы».

5) Обмен опытом со школами, реализующих идеи гуманной педагогики.

7) Методическая служба с видеозаписями отдельных уроков и мастер-классов, конспектов уроков и методических наработок, докладов о творческой педагогической деятельности.

8) Фестиваль уроков, выставки творческих работ школьников, участие в акциях проведения уроков доброты.

Календарный план реализации

проекта

(программы) с указанием

сроков реализации по этапам и

результатов

1.                 Этап организационно-прогностический. Январь, 2022.

2.                 Этап подготовительный. Февраль, 2022.

3.                 Этап практический. Март-май, 2022.

4.                 Этап внедренческий. Сентябрь, 2022-май, 2023.

5.                 Аналитико-обобщающий. Сентябрь-декабрь, 2023.

Отчет о работе РИП