Этическое образование

Проект:  «Школа – центр нравственно-этического воспитания»

Научные руководители: Шемшурина А. И.  д.п.н., профессор, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической   культуры ГосНии семьи и воспитания,   лауреат премии Президента

     Актуальность проекта

Модель нравственно — этического воспитания  разработана в  результате педагогического поиска по  проблеме  формирования  нравственности  и  этической культуры личности, основанных на идеях научной школы А.И. Шемшуриной, разработанных Лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. 

Модель системы непрерывного этического воспитания школьников построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специализированный предмет воспитательной ориентации, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с учащимися о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими, с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.

Этический заряд – в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности в школе через психологическую установку на эмоциональное тепло и взаимопонимание, которая воплощается в методике убеждения, что никто не будет обижен и обделён вниманием.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть общей педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей в образовательном учреждении гуманистическим влиянием на них.

Цели и задачи реализации модели системы этического воспитания школьников:

1.Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям.

2.Достижение приоритетности нравственности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности.

3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности.

 4. Актуализация нравственного потенциала личности.

 Условия эффективности реализации системы.

 - Обеспечение субъектной позиции ребёнка.

- Стимулирование этической рефлексии.

- Организация этической подготовки педагогов.

 Прогнозируемые результаты

Реализация модели этического воспитания школьников обеспечит взаимодействие компонентов воспитательной системы со структурными компонентами образовательного учреждения (урок, внеурочная воспитательная деятельность, внеурочное пространство), актуализирует психолого-педагогические условия нравственного развития личности, рост её этического самосознания, этической культуры. Результат самой системы и её технологии – обеспечение разнообразной палитры воспитательных форм и методов взаимодействия педагога с детьми в процессе этического воспитания, посредством которого школьник через самооценку, самоопределение, самопознание, саморегулирование выходит на моральную позицию и поведение.   

Сроки эксперимента: 2009 -2013 год

Эксперимент пролангирован: 2014-2018.

                          Этапы работы над проектом

  1 этап.

1.1. Организация научно-методической работы по нравственно — этическому воспитанию на уровне научно-творческого объединения классных руководителей. 

1.2.  Внедрение системы воспитания нравственно-этической культуры школьников.

  •   1-8 класс «Этическая грамматика»
  •   9 класс «Этика»
  •   10-11 класс «История развития этической мысли»

1.3. Разработка нормативно-правовой базы проекта.

  2 этап.

1.1.  Организация научных исследований в рамках проекта:

  • «Развивающая среда как фактор нравственного становления младших школьников»  
  • «Педагогическая диагностика как метод стимулирования  нравственного развития подростка»  
  • «Классный руководитель – создатель оптимальной воспитывающей среды»  

1.2.Овладение педагогами технологией этического диалога как основы формирования нравственно-этической культуры учащихся.

1.3.Обобщение результатов исследований в практике работы школы.

  3 этап.

 1.1.Апробирование модели непрерывного этического воспитания школьников

1.2. Организация работы по обмену опытом на районном, областном и межрегиональном уровне.

1.3.Подготовка перехода школы к школе-лаборатории – центра нравственно-этического воспитания.

1.4.  Публикация материалов исследований в ходе реализации проекта.

Комментарии закрыты.