Экологическое образование

Педагогическая цель экологического образования заключается в формировании ответственного отношения к себе (своему психическому и физическому здоровью), к окружающим людям, к окружающей социоприродной среде.

В основу организации непрерывного экологического образования школьников положена образовательная модель «Экология в системе культуры», которая представляет собой конкретизированный вариант модели «Наука в системе культуры».

Междисциплинарная  модель экологического образования в лицее № 66 формируется уже более 14 лет: в начале в рамках эксперимента «Создание модели экологического образования школьника как субъекта природоохранной деятельности», затем «Создание междисциплинарной модели экологического образования». В настоящее время экспериментальная деятельность реализована по теме: «Непрерывное экологическое образование. Образовательная модель «Экология в системе культуры»».

Ее основная идея заключается в том, что целостное понимание мира, роли и места в нем человека может быть достигнуто только в системе культуры на основе синтеза науки с философией, этикой, эстетикой, техникой. «Культура является, по сути дела, всеобщей технологией человеческой деятельности — материально-практической, социальной и духовной. На уровне культуры знания слиты воедино с деятельностью по их получению, применению и оценке. Компоненты культуры (наука, техника, искусство, этика и др.), отражая мир по-своему, воспроизводят культуру в целом; взаимодействуют, активно обмениваясь познавательными моделями, понятиями, образами, идеалами и нормами». Процесс познания человеком природы, своей роли и места в окружающем мире в этом случае «вписан» в конкретно-исторический и социокультурный контексты.

Объектом исследования являлся образовательный процесс в лицее, стимулирующий развитие экологической культуры учащихся, который включает в себя предметы естественно-научного, социо-гуманитарного и художественно-эстетического циклов, технологического профиля и   систему дополнительного образования.

Предмет исследования — непрерывное экологическое образование учащихся лицея.

Цель научно-экспериментальной работы — разработка и апробация образовательной модели «Экология в системе культуры», которая позволила формировать у учащихся сознательно-научное, нравственно-этическое отношение к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе, что придает соблюдению моральных и  правовых норм, участию в практической деятельности экологического характера  добровольный, свободный  характер.

Для реализации поставленной цели  нами выдвинута следующая гипотеза: непрерывное экологическое образование будет способствовать становлению экологической культуры школьников, если

экологизация содержания образования осуществляется по принципу взаимопроникновения наук при изучении реальных экологических проблем на глобальном, региональном, локальном и личностном уровнях;

экологизация образования осуществляется с широким использованием информационных технологий;

в основе экологизации базового и дополнительного образования лежит реальная деятельность школьников по изучению, оценке и улучшению состояния социоприродного окружения;

культурное, природное и социальное окружение школы вовлечено в образовательный процесс через приобретение опыта принятия решений в ситуациях выбора.

Цель опытно-экспериментальной работы была реализована через решение  взаимосвязанных образовательных задач:

разработка экологизированных программ различных предметов, прежде всего естественнонаучного цикла, а также экологизация содержания образования в целом;

учет региональных особенностей экологического образования;

отбор наиболее эффективных технологий базового и дополнительного образования;

разработка подходов по организации экологической деятельности школьников;

установление связей с различными структурами социального и природного окружения и природоохранными  службами города;

ведение просветительской деятельности в микрорайоне школы и среди населения города;

создание творческой группы учителей, объединенных общими задачами эксперимента;

организация работы по повышению квалификации педагогических кадров по экологическому образованию.

Модель «Экология в системе культуры» обеспечивает взаимосвязь базового, дополнительного образования и досуговой деятельности и охватывает все возрастные категории учащихся, что отражено на схеме.

Получилось так, что на схеме  система экологического образования   лицея напомнила нам нашу родную липецкую липку на пригорке, с давних пор представляющую главный символ города, окруженную заботой членов ДЭО «Маленький принц» и «ЭКО». Нам показалось, что это не простое совпадение, а некий символ. Отчасти поэтому в основу эмблемы нашей экологической  школы был положен Герб Липецка, в котором дорогое сердцу каждого липчанина деревце мы поместили под зонтик. Этим мы утверждаем, приоритетность экологического образования на местном материале и воспитание ответственности наших учеников за сохранение красоты и улучшение состояния природной среды родного края («Мыслим глобально, действуем локально»).

На схеме образовательного пространства показано, как знания, полученные на уроках, используются («перетекают», словно по сосудам ствола) в сфере дополнительного образования. Крону дерева заполняют формы воспитательного процесса, наиболее широко используемые детскими самодеятельными экологическими организациями: «Маленький принц», «Созидатели», а «сердцем» является НОУ «Малая научно-инженерная академия». Клуб «Эко» и НОУ  инициируют исследовательскую работу, всевозможные экологические и трудовые акции, тематические праздники и вечера. Знания и практические умения учащихся  используются  на уроках различных школьных предметов. Результаты научных и учебных исследований становятся в дальнейшем основой региональных практикумов. НОУ также обеспечивает преемственность базового и дополнительного  образования, связь с вузами, природоохранными учреждениями, общественными организациями, СМИ.

Исследовательские работы и экологические проекты осуществляют  и межпредметную интеграцию. Таким образом, знания  и умения, приобретенные во время участия в различных формах воспитательной работы, усиливают мотивацию и дополняют учебную деятельность. Клуб старшеклассников и детские самодеятельные экологические организации – еще одна форма досуга, обеспечивающая единство экологического образовательного пространства лицея. На схеме видно также, что в деятельности лицея нашли отражение не только потребность общества в экологически грамотных специалистах во всех  областях знаний и сферах производственной деятельности, но и необходимость экологически культурных граждан, патриотов своей Родины.

Комментарии закрыты.