Правовое воспитание

Каждый человек, большой или маленький, является отдельной, самодостаточной личностью, с собственным мнением, желаниями и мыслями. Живя в обществе, он также обладает определенными правами и обязанностями, о которых ему необходимо знать. Ведь незнание закона, как известно, не освобождает нас от ответственности за возможные проступки и правонарушения. Правовое сознание следует воспитывать в ребенке уже со школьной скамьи, чтобы к окончанию школы он осознавал себя полноценным гражданином своей страны.

Этим вопросом занимается гражданско правовое воспитание школьников. На уроках истории и права, а также во время внеклассных бесед педагоги постепенно формируют у своих учеников гражданскую позицию.

Немалая роль в этом процессе принадлежит институту семьи. Именно родители должны объяснять своим малышам прописные истины, прививать им определенные духовные ценности. Детям 7-10 лет можно рассказать, что:

  • они живут в стране, где каждый человек является таким же, как и они, гражданином;
  • все люди равноправны, то есть равны перед законом;
  • законы нужны, чтобы их соблюдать, и это является обязательным для всех;
  • если человек нарушил закон, он должен понести за это ответственность;

Гражданско правовое воспитание младших школьников – первая и очень важная ступень формирования гражданского самосознания. Без понимания перечисленных выше основ невозможен переход на более высокий уровень осознания себя как гражданина своего государства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Школьник должен понимать, что он несет за свои действия ответственность перед собой, обществом и государством.

Правовое воспитание старших школьников включает в себя следующие мероприятия:

  • изучение основного закона государства – Конституции;
  • знакомство с различными отраслями права (гражданское, конституционное, семейное, уголовное, земельное, трудовое и пр.), изучение соответствующих кодексов;
  • ознакомление со своими правами (то есть правами несовершеннолетних детей);
  • проведение деловых игр, конкурсов, исследований и конференций, направленных на повышение правовой культуры у ребят.

Особым моментом в правовом образовании школьников является воспитание патриотизма. Сделать так, чтобы ребенок гордился своей принадлежностью к нации, своей Родиной, был активным членом гражданского общества – вот первоочередная задача правового воспитания. Для этого в педагогической практике используется метод изучения истории родного края, жизни знаменитых земляков, а также знакомство с особенностями государственной символики.

Кроме того, каждый ребенок должен уметь отстоять свои гражданские права в случае необходимости.

Гражданско правовое воспитание школьников имеет большое значение в современном обществе. Проведение регулярных правовых занятий в школах благоприятствует росту правосознания среди детей и даже снижению уровня детской преступности.

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

- обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

- защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

- обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

- признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

- защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

- защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

- меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

 Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

 Семейный кодекс РФ гарантирует:

- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

- право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

- лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

- немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

 Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

 

Комментарии закрыты.