Музей имени Александра Сергеевича Пушкина

Проект: «СтихиЯ двух веков, СтихиЯ двух имен, СтихиЯ двух гениев»

Такое сопряжение двух значимых имен — Пушкина и Белого — может показаться странным. Но только на первый взгляд. И Пушкин, и Белый оказались «арбатцами» и к тому же — ближайшими соседями. В 1831 году Пушкин после венчания привел молодую жену Наталью Николаевну в дом, принадлежавший семье Хитрово (Арбат, д. 53).

Дом Рахманова, в котором родился Андрей Белый, — следующий после пушкинского: ул. Арбат, д. 55. Таким образом в двух соседних арбатских домах сошлись два века русской литературы — «золотой» и «серебряный», и два ярчайших представителя русского поэтического ренессанса — Пушкин и Белый.

Белый не знал о таком значимом соседстве: арбатский адрес Пушкина при жизни Белого был еще неизвестен. А если бы знал, то, конечно бы, назвал это не случайным совпадением, а символической встречей. Ведь пушкинская тема прошла лейтмотивом через всю биографию Белого. «Почему так торжественно предполагается чествовать столетие со дня рождения А.С.Пушкина?» — так называлось его выпускное гимназическое сочинение. Как сознательное развитие пушкинского «петербургского мифа» писал он свой самый знаменитый роман «Петербург» (отдельное издание — 1916). Пушкинский стих стал объектом его глубокого исследования в книге «Ритм как диалектика и «Медный всадник»" (1929). До самой смерти Белого в его комнате на стене висел портрет Пушкина (вместе с портретами отца и М.В.Ломоносова). Поэт П.Н.Зайцев, подаривший ему этот портрет Пушкина (репродукцию с гравюры Т.Райта), записал в мемуарах следующие слова Белого, объясняющие, почему именно эти портреты он держит перед глазами: «Другое как-то убираешь глубоко внутрь … и выступает Пушкин …».

 Подпроект «Золотого века СтихиЯ»

Комментарии закрыты.